Меню сайта
Разделы
Тизер
Рекламный блок
Так.Ру
Календарь
поделиться
счётчик
Главная » Статьи » Мои статьи

К ШКОЛЕ ГОТОВ?

       Обычно когда говорят о готовности ребенка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе.
Специалисты Психологического института Российской Академии образования разработали специальные тесты, с помощью которых родители могут самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе.

ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ

       Сочините ребенку небольшую сказку о зверюшках, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться. Например, один говорит: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу и не ходил".
      Второй: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
      Третий: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть".
     Четвёртый: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким". 
     Пятый: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь".
     А теперь спросите своего малыша: "Как ты считаешь, почему  надо ходить в школу?" Если он настроен исключительно на игру и среди его соображений нет ни одного учебно-познавательного  мотива, вряд ли ребёнок психологически готов получать знания за школьной партой.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

       Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению. Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма или комикса из детского журнала.
      Если при рассказе ребенок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит, ему  нужно поработать над развитием речи. Самый эффективный способ  - чтение книг вслух. Читайте ребенку сказки или небольшие рассказы не менее получаса в день.
       Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша, как прошёл его день, что интересного  он видел.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

       Поиграйте в игру "Назови лишнее слово" Вы выбираете какое-то слово, например, "гора", и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка - услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): 
гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора,
голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос, 
коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, 

       Загадайте малышу загадку: "Что случится, если имя "Любочка" потеряет букву "Л"? А если слог "ЛЮ"?
Если ребенок слышит и называет "лишние" слова, без труда делит слово на части, с фонематическим слухом у него всё в порядке. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями. В противном случае у него могут возникнуть проблемы при обучении
родному языку (в частности, с орфографией).

СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

      Попросите ребенка закончить предложения: "Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...), "Прошёл дождь, поэтому...", "У Антона сегодня отличное настроение, потому что..."

       В игре "Четвёртый лишний" ребенку предлагают ряды из четырёх слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его  взгляд лишнее. Например: стол, стул, диван, окно. Или брюки, рубашка, юбка, мальчик.

      Игра "Аналогии" поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы  словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых - пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову.  Например:
"день - ночь, лето - ...(зима);
часы - время, градусник - ...(температура);
"глаз - зрение, ухо - ...(слух);
      Словесно - логическое мышление начинает формироваться к 6-7 годам. И если при выполнении выше перечисленных игр - заданий ребёнок допускает 1-2 ошибки, этот процесс протекает нормально.
Если больше, то необходимо заняться его тренировкой. Недостаточное развитие словесно - логического мышления приводит к трудностям в обучении. В частности, при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при  построении выводов) и операции со словами. Сборники упражнений по развитию этого вида мышления можно найти  в книжном магазине.

УРОВЕНЬ САМОКОНТРОЛЯ

      Сыграйте с ребёнком в игру "да" и "нет" не говорить, "чёрное " и "белое" не называть". Задайте ему простые вопросы: "Ты любишь шоколад?"  "Какого цвета мороженное?"  Он должен отвечать не говоря слов "да" и "нет", не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.
Если малыш отвечает без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно  высок, а это одно из важнейших условий успешной учёбы. "Неуспешные" школьники даже при знании  и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого.
      Тренировка к способности к самоконтролю происходит естественнее и эффективнее всего  в процессе разнообразных "игр по правилам" Например, предложите ребенку: "Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши".
Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, плечо, шкаф, василёк, книга и т.д. Варианты: нельзя повторять названия животных, имена девочек и т.п.
      Когда ребенок станет хорошо  и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил. Например, нельзя повторять названия птиц, надо их отмечать одним хлопком, а также нельзя повторять названия предметов, имеющих  круглую форму (или зеленый цвет), надо  отмечать их двумя хлопками.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА (работа мелких мышц руки)

      Попросите ребенка вырезать фигурки для аппликации (лучше геометрической формы) и наклеить на лист бумаги на тетрадном листе в клеточку  нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур, и попросите малыша повторить его.
  Обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дело в том, что в головном мозгу человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, массажа рук, 
лепки из пластилина, мы тем самым активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи. 

       Данные тексты носят рекомендательный характер. В любом случае решение остается за вами. Но если у вашего ребенка неразвиты вышеперечисленные навыки, то к школе он пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов - тоже. Кроме того, есть риск, что, столкнувшись с трудностями, ребенок может вообще утратить интерес к учёбе. Особенно это касается мальчишек. Ведь по всем психофизиологическим законам они созревают гораздо  позже, чем девочки, и хуже адаптируются в условиях дисциплинарной школьной среды. Поэтому, если есть возможность, запишите ребенка в группу развивающего обучения или подготовки к школе, чтобы на будущий год у него была возможность спокойно и радостно войти в новый для себя мир.
Категория: Мои статьи | Добавил: shjusama (26.07.2013)
Просмотров: 384 | Теги: тесты для детей 6-7 лет, развивающие игры для детей 6-7 лет, готов ли ребенок к школе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: